Видеоигры – это не всегда инструмент заработка. Как и любое другое направление в искусстве, они могут использоваться для выражения мыслей и чувств создателей. Heavy Rain, Braid, Life is Strange, Everybody’s Gone to the Rapture, Deus Ex и тысячи инди-проектов это только доказывают. В них через геймплей и сюжет раскрываются даже философские и экзистенциальные концепции.
Вот и разработчики RememberMeтоже решили поделиться переживаниями.
Но сначала минута истории. В середине прошлого века все усилия психологов и психоаналитиков были направлены на поиск ответа на важный вопрос «Что же такое человеческая личность?». И это неудивительно. Ведь в начале предыдущего столетия Фрейд и Юнг основали психоанализ, который позволил разделить и классифицировать личность как набор приобретенных и «первобытных» правил, Павлов подтвердил это открытием условных и безусловных рефлексов, а нейропсихологи, добравшись до мозгов людей, выяснили, что определенные участки «серого вещества» влияют на определенные черты характера. По результатам анализа всех этих исследований выходило, что человек – это не «загадочный венец природы», а скорее своеобразный «биоробот» с самообучающейся системой правил. Из этого самопроизвольно вытекла концепция личности как суммы жизненного опыта – или, по-простому, воспоминаний.
Впоследствии стало понятно, что эта концепция не может быть использована как единственная и всеобъемлющая, а человек вновь оказался загадочным венцом природы. Однако от неё отказываться не стали. Тем более, существует множество «доказательств» её «от противного».
Например, люди, лишенные памяти. Они одновременно теряют и некоторые черты личности. Если человек был шутником, то после амнезии он может превратиться в самого серьезного гражданина на планете.
Во вселенной игры Remember Meэта концепция играет очень важную, если не главную роль. По сюжету, героиня проекта живет в мире, где воспоминания имеют очень высокую ценность. Но, в то же время, люди охотно продают их, делятся ими с друзьями и публикуют в социальных сетях. Воспоминания стали своеобразной валютой, сформировав экономику. А местные воротилы с огромными банками памяти получили контроль над обществом.
Главная героиня лишена памяти, а значит, и черт личности. Но это не помешало ей сбежать из тюрьмы и выступить против создателей общества «открытости».
Игра была бы чертовски интересной, если бы не штампы антиутопий, вырастающие из каждого угла. Тут и большой брат, и героиня использует паркур и кибернетику для борьбы с системой, и в городе всё время ночь и дождь. «Изюминкой» является лишь изменение воспоминаний других людей. Но можно поиграть в перерывах между частями Mirror’sEdge.
romikin, oboevrulon